NV Premium

Рост затрат, падение рождаемости, внешняя угроза. Главные челенджи для бизнеса в 2022 году — прогноз Андрея Здесенко

26 December 2021, 08:40 AM

Какие вызовы ожидают мир и бизнес в следующем году? НВ Бизнес задал этот вопрос собственникам и СЕО украинских компаний. Прогноз владельца корпорации Биосфера Андрея Здесенко

Последние два года были для всего мира крайне непростыми. Мы столкнулись с несколькими челенджами одновременно: пандемия коронавируса, экономические и логистические проблемы, рост цен на энергоносители и сырье, дефицит некоторых продуктов и материалов. Фактически, мир оказался в глубочайшей рецессии со времен Второй Мировой войны. Эта лавина стала спусковым механизмом, создавшим гигантское количество вызовов, на которые компании, даже мирового уровня, не могут повлиять, избежать их или компенсировать.

Тут возникает вопрос — как бизнесу выживать? На самом деле, он больше риторический, ведь у каждого из нас есть свой личный вызов, но есть и определенные ориентиры. Поэтому наступающий 2022 год для бизнеса, в первую очередь, будет годом новых решений и, скорее всего, компромиссов.

Каких именно? Давайте разбираться вместе.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

В нынешнее время очень тяжело спрогнозировать будущее, и тем самым спроецировать это на свой бизнес. Ведь когда начинался ковид — изначально никто к этому серьезно не отнесся. Сейчас же мы понимаем, что за ковидом идут другие процессы, которые сложно предугадать.

Резкий рост цен на энергоносители и сырье, увеличение стоимости логистических услуг — все это влияет на себестоимость продукции. И логично, наверное, было бы поднять цену на продукт для конечного потребителя. Но мы понимаем, что не можем этого сделать, так как спрос и так падает. Покупатели просто не смогут осилить рост цен по всем направлениям и будут вынуждены резко сократить потребительскую корзину.

В результате получается снежный ком: бизнесу необходимо справляться с повышением цен на сырье, энергоносители, логистику и возрастающие будущие расходы и в то же время удерживать и стимулировать потребление своих продуктов на фоне падающего рынка. Это будет серьезный вызов для всех, без исключения.

Дополнительно в этот период очень важным моментом для национального производителя станет поддержка государства в направлении урегулирования интересов розничных сетей и поставщиков касательно отсрочки платежей.

Хорошим примером может стать директива ЕС, регламентирующая взаимоотношения производителей и ритейлеров по отсрочкам платежей своим поставщикам. Внедрение подобной практики в Украине смогло бы в значительной мере простимулировать производителей реинвестировать оборотный капитал в развитие производства, внедрение новых технологий, переоснащение.

Также, нас как производителей товаров для детей и подгузников, очень волнует резкое падение рождаемости в Украине: ещё в 2012—2016 годах в Украине рождалось около 400−520 тысяч младенцев в год. В 2020 году зафиксирована самая низкая цифра за последние 10 лет — 293 457 человек. В этом же году показатели рождаемости могут быть самыми низкими за последние 30 лет. С января по июнь 2021 родилось лишь 132 595 младенцев, это на 5% меньше, чем в аналогичный период 2020-го, и на 11,5% меньше, чем в первом полугодии 2019-го.

Такие индикаторы очень важны для всех сфер бизнеса и экономики страны в целом. А для нас как производителей, инвестировавших в современнейшую линию оборудования, такое уменьшение рынка сказывается крайне негативно. Очень хотелось бы, чтобы государство стимулировало рождаемость.

Следующий челендж — политическая и экономическая ситуация в стране. Для инвесторов крайне важно, чтобы государственная политика была предсказуемой и стабильной. Сейчас же в воздухе постоянно витает напряжение, в том числе из-за внешней политики наших стран-соседей. Это прямо сказывается на готовности инвесторов планировать долгосрочные инвестпроекты, а также сильно усложняет процесс получения кредитования бизнеса банками. А если нет инвестиций — нет базы для экономического роста.

Прогнозы мировых аналитических агентств на 2022 не сильно оптимистичны. Так, МВФ предостерегает, что повышение цен на сырье и логистику в сочетании с нарушениями в глобальных производственно-сбытовых цепочках усилят опасения по поводу устойчивости инфляции и экспорта. Банк Америки также предрекает высокую инфляцию. Не стоит забывать и про растущее напряжение между некоторыми государствами, что волне может повлиять на мировую экономику. Ну и пандемию никто не отменял… Поэтому предстоящий год будет полон вызовов — скучно нам точно не будет.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, нам точно не обойтись без поддержки государства: в такое время крайне важны налоговые, фискальные и прочие стимулы (и не только новым инвесторам от 20 млн евро). Ведь внешние и внутренние инвесторы (не только крупные, но и средние) — это залог стабильной процветающей экономики и успешного государства.

Подводя итог, хочу сказать следующее: новая парадигма — это заточенность на внутреннюю эффективность, энергоэффективность и изменение всех процессов, связанных с возрастающими будущими расходами. И, как бы нам не хотелось, нам придётся найти ответы на вышеуказанные вызовы. Что из этого получится — увидим совсем скоро.

Все новости